Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Казацкий детский сад Новоазовского муниципального округа«
|
Педагог года ДНР в 2023годуВ ходе реализации Всероссийского конкурса " Педагог года ДНР в 2023г." было проведено занятие воспитателем Турчаниновой А.Н. 10.02.2023 г «Русская матрешка» Старшая группа Конспект НОД «Русская матрешка»Конспект НОД «Русская матрешка» Старшая группа Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку. Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства. Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка, физическая культура. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание узоров на одежде, разучивание частушек о матрешках. Материалы, инструменты, оборудование: шаблоны матрешек, сделанные белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, костюмы матрешек для девочек, сундук, деревянные матрёшки.
Ход НОД: Вводная часть Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся: Мир Вам, гости дорогие!
Основная часть Воспитатель: Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу! Воспитатель: ребята, как вы думаете - что в нём? Дети: … Воспитатель: хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша…. Дети: русская матрешка! Воспитатель: Конечно, матрешка! А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте. Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите: 1. Семёновская матрёшка. Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что? Дети: Платок. Воспитатель: платок завязан как? Дети: на узелок. Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники? Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный. Воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем: Физкультминутка "Нарядные Матрешки" Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши). На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами). Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо), Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо). Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево). Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши). 2. Сергиев – Посадская матрешка. Я из Сергиева – Посада! Встрече с вами очень рада.
Яркий русский сарафан.
На переднике узор.
Разноцветною каймой. Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу. Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка? Дети: желтый, красный, синий. 3. Полхов - Майданская матрёшка. Мы матрешки из Полхов –Майдана! Можем стать звездой экрана. Украшен наш наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными. Воспитатель: у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки? Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые. Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки? Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью). Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику: Вот помощники мои,
Не сидится им опять. Постучали, повертели
Воспитатель: Мастера, скорей за дело Украшай матрешек смело Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор. Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера! Да и сами матрешки - мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи. Нынче праздник в нашем доме, Гости бьют в ладошки. Продолжается знакомство Где же вы, матрешки? Эй, Матрешки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! Дети: (девочки поют частушки под русскую народную мелодию) Дуйте в дудки, бейте в ложки, В гости к вам пришли матрешки
Очень любим мы, матрешки,
Весь народ глядит в окошки,
Шли подружки по дорожке,
Шли по ягоды матрешки, Позабыли взять лукошко.
Мышку встретили подружки
Щечки яркие, платочек,
Ах матрешечка - матрешка,
Заключительная часть Воспитатель: Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек. 20 февраля 2023 в 12:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.